Как нанимать работников: 6 ключевых правил привлечения синих воротничков

Синие воротнички — это специалисты, которые занимаются ручным трудом. К ним можно отнести обслуживающий персонал в кафе и магазинах, работников в сельском хозяйстве, промышленных рабочих и так далее.
Анастасия Алтынцева
Анастасия Алтынцева
автор статей

⏱ Время прочтения — 9 минут

На российском рынке труда последние несколько лет всё острее наблюдается нехватка синих воротничков. На это есть ряд причин.

  • Демографическая яма. Массово рабочим профессиям обучали в СССР, но затем быть токарем или электриком стало не солидно, поэтому новые поколения шли учиться экономике и менеджменту. Тенденция создала нынешние условия: квалифицированный рабочий персонал уже уходит на пенсию, а молодых специалистов мало и они не всегда обладают необходимыми знаниями.
  • Осознание собственной ценности. Синие воротнички знают, что на рынке труда не хватает специалистов, а также сколько стоит их работа, поэтому не соглашаются на невыгодные условия. Особенно это касается квалифицированного персонала. Например, по аналитике hh.ru, токарям шестого разряда уже готовы платить столько же, сколько и разработчикам. А многие знают, какие сейчас высокие зарплаты в ИТ.
  • Быстрый рост сельскохозяйственного, нефтедобывающего и перерабатывающего производства в России, вслед за которым выросла и конкуренция за кадры. Выигрывают те организации, которые предлагают лучшие условия.
  • Коронавирус спровоцировал отток мигрантов из России, в том числе тех, кто был готов работать за низкую заработную плату.

Многие организации еще не приняли текущую ситуацию с массовым наймом и по этой причине находятся либо в выжидающей позиции, либо делают многочисленные неудачные попытки найма персонала. Вместе с тем бизнес теряет деньги.

Эксперты по массовому подбору рассказали hh.ru, что сегодня важно для синих воротничков и как привлечь таких специалистов к себе в компанию.

1. Установить конкурентную заработную плату

Прежде чем создавать новую вакансию, проверьте, какое вознаграждение за работу предлагают конкуренты. Для этого зайдите на hh.ru и посмотрите первые 10 объявлений. Если у вас есть возможность, то изучите и другие источники. Александр Чигарьков, начальник управления по персоналу «Северстали», говорит, что их отдел подбора не только регулярно мониторит рынок заработных плат, но и обязательно просматривает и самостоятельно проводит исследования по предпочтениям специалистов. Всё это позволяет точно определить запрос соискателей и предложить взаимовыгодное сотрудничество.

Синие воротнички положительно относятся к разделению заработной платы на оклад и премиальную часть. Люди понимают, что они сами влияют на финальную сумму заработка. Для HR-отдела здесь тоже есть плюсы — производительность работников увеличивается.

«В Lamoda практически на всех позициях синих воротничков мы предлагаем окладно-премиальную заработную плату, то есть сотрудники напрямую могут влиять на уровень своего дохода».
Евгения Азанова, руководитель отдела по подбору операционного персонала Lamoda

Александр Сидоров, руководитель направления анализа данных hh.ru, еще советует внимательно отнестись и к регулярности выплаты заработных плат. Так, для рабочих будут более предпочтительны выплаты не раз в месяц, а, например, раз в неделю или даже каждый день.

2. Предлагать привлекательные условия

Сделать вакансию заманчивой для синих воротничков поможет создание условий, которые важны именно для этой категории сотрудников. Самые основные:

— официальное трудоустройство

Часто организации нанимают рабочих по договору ГПХ или через ИП. В то же время это сильно сужает воронку кандидатов. Дело в том, что стабильность — основной фактор при выборе работы у синих воротничков. Людям нужна уверенность в завтрашнем дне.

— удобный график

Рабочим желательно предлагать стандартный график работы (5/2) или же гибкие условия. Занятость свыше 8 часов в день и ненормированный график нужно компенсировать заработной платой. Впрочем, такие компенсации не всегда работают, так как для синих воротничков работа не всегда стоит на первом месте, а является лишь источником денежных средств.

— забота о здоровье сотрудников

Синие воротнички предпочитают компании, в которых существуют программы ДМС или собственные поликлиники для всей семьи. Кроме того, им важно, чтобы организация предоставляла дополнительные дни отпуска и санаторно-курортное лечение. Это легко объяснить тем, что работа «синих» связана с физическим трудом, а иногда и с вредностью.

Александр Сидоров, руководитель направления анализа данных hh.ru, считает, что в некоторых случаях хорошая программа по поддержке здоровья может даже компенсировать невысокую заработную плату, ведь в сумме человек потратит на самостоятельное лечение больше средств. Многие крупные организации понимают это и создают собственные сети медицинских учреждений.

— обеспечение всем необходимым для работы

Техникой, чистой униформой, питанием и прочим. Огромным бонусом будет автоматизация части ручного труда, к примеру, грузчику не нужно всё делать руками. Всё, что поможет сотруднику выполнять обязанности быстрее и эффективнее, будет воспринято синим воротничком как преимущество в вашу пользу. Например, во многих крупных ретейл-компаниях торговые представители получают бесплатный обед, чистую одежду и автомобиль. Если же у человека есть своя машина, оплачивается ее обслуживание.

— компенсация работы в условиях повышенной опасности

Если жизнь человека подвержена потенциальной опасности в процессе работы, например, он ездит за рулем бензовоза, необходимо прописывать все риски и компенсировать их. Это касается и работы на вредных производствах.

При этом помните, что привлекательные условия должны быть не только на бумаге, но и в действительности.

Отдельно отметим работу в отдаленных от города местах и на вахте. Если вы хотите сделать склад в чистом поле, то подумайте, как люди будут добираться туда или жить в этих условиях. Следует позаботиться о наличии столовой, комнаты отдыха, магазина, общежития, медицинского пункта и прачечной. Такой формат сотрудничества предполагает увеличенную заработную плату и бесплатное предоставление жилья для сотрудника, а иногда и для его семьи.

3. Писать текст вакансии правильно

В первую очередь обратите внимание на название позиции.

В описании вакансии всё должно быть по делу: обязанности, требования, условия и контакты для отклика. Разберем подробнее:

  • Обязанности нужно описать максимально коротко, чтобы они помещались на экран телефона. Не надо пытаться нанять человека, который будет заниматься всем и сразу, — такой специалист будет стоить дороже.
  • В требованиях напишите, что должен уметь будущий сотрудник. Не нужно писать про сверхчеловека, это может оттолкнуть простого работягу. Если у вас нет конкретных требований, напишите про персональные качества, например адекватность и честность.
  • В условиях пишите всё как есть, даже не очень позитивные вещи. Если нужно жестко соблюдать график — пишите; на кассе нужно следить, чтобы покупатели не воровали, — напишите и это. Многие работодатели стремятся опустить нюансы в вакансии, чтобы рассказать о них потом с глазу на глаз. Но всем будет проще, если человек откажется на этапе просмотра объявления, а не после интервью.
  • Если хотите, чтобы кандидаты быстрее выходили на связь, оставьте контакты в описании позиции или воспользуйтесь функцией «Отклик без резюме» на hh.ru — тогда в общей выдаче у вакансии появится особая пометка, которая поможет получить больше откликов. Учтите: чтобы качественно обработать поток входящих звонков, нужны выделенные под эту задачу специалисты в HR-отделе.

Некоторые используют PR-ходы при написании текста вакансии. Например, Lamoda регулярно проводит исследования среди целевой аудитории, чтобы понять, что важно специалистам. Среди синих воротничков они обнаружили цепляющие слова — это «стабильность» и «забота». Компания обязательно использует их в текстах объявлений, чтобы повысить конверсию откликов.

4. Создавать хорошую репутацию

Мы уже писали, что для синих воротничков важна стабильность. Хорошая репутация компании подкрепит это чувство у кандидатов. За брендом работодателя необходимо следить не только на сайтах с отзывами и на джоб-бордах: люди много общаются, часто меняют места работы, и слава об организации переходит из уст в уста.

Чтобы HR-бренд был привлекательным попробуйте следующее:

Обеспечивайте хорошие условия, о которых написали в вакансии: зарплата, условия труда, стабильность и забота, доверительное отношение между работодателем и сотрудником.

«Важно инвестировать в условия труда и комфортный путь сотрудника в компании — Employee journey map. Мы на постоянной основе собираем обратную связь от сотрудников о разных этапах их пути в компании. На этапе найма необходимо реалистично рассказывать будущим сотрудникам о том, как будет устроена их работа, с какими задачами они столкнутся, какую поддержку от компании в формате обучения и наставничества получат. Это позволит ожиданиям новичков совпасть с реальностью, получить лучший кандидатский опыт».
Александр Чигарьков, начальник управления по персоналу «Северстали»

Относитесь к людям по-человечески. Не обманывайте, не штрафуйте за ошибки, соблюдайте трудовой договор и личные границы, а еще обязательно расставайтесь по-хорошему.

Прокачивайте скилы руководителей и линейных менеджеров — большую часть времени именно они общаются с сотрудниками, контролируют и оценивают их работу. А чтобы проверить их работу можно воспользоваться услугами «тайного соискателя».

«Одна неудачная точка, в которую попробовал устроиться блогер с миллионами просмотров, может свести на нет пользу от всего вложенного бюджета в бренд работодателя».
Александр Сидоров, руководитель направления анализа данных hh.ru

Транслируйте вовне только то, что действительно существует в вашей компании. Например, не стоит говорить, что у вас дружный коллектив, если внутри творится бардак. В таком случае пора заняться внутренними процессами.

• В маркетинговых коммуникациях делайте упор на человеке. Кандидат должен узнавать себя в рекламных объявлениях и понимать, почему именно он хочет сотрудничать с компанией. Маркетинговые ходы могут быть самые разные. Допустим, в «Северстали» создают короткие ролики, в которых рассказывают о преимуществах работы в компании и истории реальных сотрудников от первого лица. При этом помните, что заранее выученные тексты видно даже через экран.

5. Предлагать карьерный рост

Для представителей некоторых специальностей возможность повышать квалификацию, обучаться и расти в рамках компании будет значимым преимуществом. Особенно это касается тех профессий, в которых существуют разряды и категории (электрослесарь, сварщик, машинист техники и так далее). Обязательно рассказывайте об этой возможности в своих объявлениях, чтобы люди понимали свои перспективы.

В дополнение, карьерный рост для синих воротничков может быть стимулом достигать высоких рабочих показателей. С этой целью Lamoda осуществляет программу карьерного развития для должности старшего смены. На эту позицию в большинстве случаев нанимают внутренних кандидатов. Пройдя специальную школу, сотрудник может стать старшим смены. То же самое происходит в доставке с позициями супервайзера и управляющего ПВЗ. На данный момент в компании 60% таких позиций закрываются внутренними кадрами.

6. Не затягивать этапы собеседования

Когда человек дошел к вам на собеседование, кажется, что он в ваших руках, ведь он уже потратил столько времени. С синими воротничками эта закономерность не сработает, если вы затянете с принятием решения о найме. Чем быстрее кандидата пригласят на интервью, чем меньше этапов собеседования и чем короче прохождение службы безопасности — тем больше вероятность, что вы заполучите нового сотрудника. На рынке массового подбора большая конкуренция, поэтому специалисты находят работу за пару дней. Если у кандидата будет выбор между компаниями с одинаковыми условиями, он выберет ту, куда его быстрее возьмут.

Александр Сидоров, руководитель направления анализа данных hh.ru, приводит два примера, как можно эффективно нанимать на массовые позиции:

Бизнес-показатели этих компаний не страдают от такого формата найма, и, несмотря на высокую текучесть (около 50%), они продолжают наращивать свое влияние на российском рынке, возможно, во многом благодаря своему гибкому подходу.

К другим статьям